Концептуальность региональной информационной системы

Рассматривая регион, как единый организм, следует признать, что все бизнес-процессы единого организма должны координироваться из единого центра. Следовательно, информационные потоки должны обеспечивать данными централизованное хранилище информации, централизованную обработку информации по единым регламентам.

Реальность

На сегодняшний день существует разветвленная система управления территорией, со сложившейся территориально-иерархической структурой, с многочисленными ветвями отраслевых подразделений, различной ведомственной и социальной направленности. Однако, все эти формирования работают с населением. Кроме того, эти структуры взаимосвязаны, с одной стороны, и разделены, с другой, не только ведомственно, но и географически.

Результатом является многочисленное дублирование информации, и, как следствие, появление разночтений и нестыковок. Каждое ведомство имеет свою, сложившуюся систему хранения и обработки информации, свой формат представления данных, свои порядки и правила.

Основным передаточным звеном и «транспортным протоколом», по старинке, является население, перемещающееся между кабинетами с запросами, справками и визами.

Далее: При имеющейся динамике развития законодательства нормативная база подвергается постоянным изменениям, дополнениям. Отсутствие единого источника достоверной информации влечет за собой задержку и искажение информации.

Тенденции

Как видно из практики, каждая организация, каждый гражданин, каждая управленческая структура постоянно задумывается над вопросом унификации и стандартизации информации. Лозунг «Вся информация из одного источника» является мечтой, как современного управленца, так и рядового гражданина.

В отсутствии ясной информационной политики административных структур положение спасают корпоративные информационные системы, старающиеся придерживаться хоть какой-то унификации информации. Создано и создается огромное количество конвертеров для преобразования одного формата данных в другой.

Другая тенденция текущего момента — ответственность в использовании и передаче данных. Обеспечение не только достоверности, но и сохранности данных, гарантия безопасности, тайна личной жизни и коммерческая тайна — основные требования на информационных рынках. Приоритетными системами информации тут могут выступать государственные информационные структуры, гарантирующие требования конфиденциальности и обеспечивающие их всей мощью аппарата.

Потребности

Явно обозначается всеобщая потребность в едином формате информации, организованной в едином центре, по понятным всем правилам, поступающей непосредственно из первоисточника, проверенной и достоверной.

Различные организации и ведомства, выполняя свои узкоспециализированные задачи, вынуждены обрабатывать внешние данные. Сложилась ситуация, когда кроме внутренней, узкоспециализированной информации, возникли два вида внешней информации:

  • Первый: информационные массивы данных, вырабатываемые определенным ведомством для нужд других ведомств (т. н. данные для экспорта);

  • Второй: информационные массивы данных, требующиеся ведомствам или организациям, но специально не вырабатываемые ни одной структурой (т. н. «дикие» данные);

Возникла потребность в структуре, независимой от поставщиков «экспортной» информации, которая аккумулировала бы эту информацию и по запросам предоставляла ее потребителям. В то же время такая структура должна стать хранилищем «дикой» информации, взяв на себя функции обработки, систематизации, хранения и распространения информации.

Перспективы

Администрация области, по сути своей, является верховной властью регионального значения. Именно под ее эгидой должен создаваться и функционировать информационный центр. Первичной задачей центра является сбор и хранение информационных данных. Надстройкой же является система обработки и анализа поступающей информации.

Создав техническую базу для выполнения этой функции, разработав алгоритмы сбора, хранения, обработки и передачи данных, приняв единые методики работы с «экспортной» и «дикой» информацией, сформировав региональный информационно-методический центр и наделив его функциями разработки методов и алгоритмов работы с информацией, управления информационными потоками, контроля за достоверностью и своевременностью информации, администрация региона, ее районные структуры, гражданское население, предприятия и организации получат мощный механизм информационной поддержки, обеспечивающий слаженную деятельность всех хозяйствующих единиц, экономию средств и времени, оперативность и, как следствие, резкий скачок в эффективности управления и принятии решений.

Основные принципы построения Информационной системы

Единая региональная информационная система должна основываться на следующих постулатах:

Информация для развития

Мы считаем, что информация должна поставляться всеми участниками информационного пространства в реальном времени и в достаточном для использования количестве. Доступность информации должна быть обеспечена на техническом и технологическом уровне в режиме реального времени для любого участника информационного пространства в соответствии с его социальным статусом. Информация должна храниться, поставляться, обрабатываться и передаваться таким образом, чтобы обеспечить наиболее полным образом потребности в ней для всех участников информационного пространства. В то же время, каждый участник информационного пространства должен взять на себя обязательства по своевременному предоставлению информации в банки данных проекта.

Единство информационного пространства и неограниченный спектр его участников

Данный постулат предполагает участие в информационном пространстве неограниченного количества субъектов и объектов информации. Однако, предполагается полная совместимость информационных форматов и транспортных протоколов для обеспечения доступности и конвертируемости информации. Кроме того, предполагается создание единого регионального банка данных, функционирующего по принципу коммутационного центра и системы хранения, обработки и передачи информации. Предполагается, что общедоступная информация будет представляться участникам в виде web-документов, специализированная же — в виде пакетов (потоков) данных, обрабатываемых специализированными клиентскими интерфейсами или комплексами. Однако при всем разнообразии возможных подходов к передаче и отображению конечной информации, постулат предполагает получение информации о каком-либо субъекте информации из единого источника, исключая дублирование сведений.

Атомарность, необходимость и достаточность

Эти три принципа должны быть положены в основу организации хранилища информации. Любая информация должна быть атомизирована для того, что бы обеспечить гибкое формирование данных, требуемых отдельным потребителям. Это облегчит формирование конечной информации в любом формате, обеспечит целостность данных, защиту от несанкционированного доступа и возможность дифференцировать пользователей по уровню доступа к информации. Информация должна наиболее полно описывать объекты и субъекты информационного хранилища их свойства, методы, историю и состояние. В то же время, не должно быть дублирующей информации с целью исключения противоречивости данных.

Информация — как инструмент для принятия решения

Основная цель формирования единой информационной системы — обеспечение пользователя моментальными данными, позволяющими провести всесторонний анализ текущей ситуации в таком объеме, чтобы пользователь, опираясь на него, мог принять компетентное решение. В то же время, информация должна быть организована так, чтобы принятое решение в режиме реального времени было доведено до всех заинтересованных субъектов. Следовательно, информационное поле должно обеспечивать интерактивность и предоставлять возможность управления информацией.

Информация для всех

Информация характеризуется такими понятиями, как доступность, значимость, адресность. Рассматривая единое информационное пространство, мы выделяем в качестве субъектов проекта Государственные органы управления, Население, Предприятия и иные субъекты хозяйственной деятельности. Кроме того, в качестве объектов рассматриваются и отношения между субъектами, и результаты таких отношений. Авторы предполагают возможность для каждого участника информационного пространства не только получение информации, но и размещение своей информации, интерактивное управление информацией и, как результат, участие в общественно-политической, экономической, культурной и иной деятельности региона.

Информация должна приносить прибыль

Мы уверены, что внедрение такого мощного инструмента, как единый региональный информационный комплекс, позволит максимально расширить сферы автоматизации не только управления, но и производства, информирования, оповещения и прочих сфер деятельности. Соответственно, резко снизятся затраты на содержание персонала, экономия времени также принесет экономический эффект. Обладание доступной, достоверной и моментальной информацией позволит снизить всевозможные риски, повысит оперативность реагирования, что, в свою очередь, снизит потери и затраты.

Информация должна быть компетентной

Обязательным условием участия в едином информационном пространстве является условие ответственности за предоставление информации, не соответствующей действительности. Имидж и престиж системы информации заключается именно в достоверности и своевременности информации. Обеспечив понимание этого всеми участниками проекта, будет обеспечена его востребованность, значимость и, в не меньшей степени, окупаемость и прибыльность.

Резюме

Единая Информационная Система крайне необходима для централизации унификации и анализа информационных потоков, содержащих в себе полные сведения о социально- экономическом пространстве единой территории, каковой является любой регион Российской Федерации. Кроме того, назрела реальная необходимость внедрения социальных счетов граждан для организации адресности материальной поддержки, формирования прозрачных и понятных механизмов организации расчетов населения с государством. Имея цифровые планы территорий районов с их постоянной актуализацией на местах, региональная администрация получит возможность оперативно управлять и контролировать техническую и хозяйственную деятельность районов, осуществлять похозяйственный, подушевой учет, что, в свою очередь резко повысит своевременность и собираемость налогов, сократит затраты на оказание социальной помощи.

(с) 2008 DevelopmentOnTheEdge

Добавить комментарий | Комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.