Исходя из вызовов, выдвигаемых современным состоянием информатизации, руководствуясь решениями органов власти Российской Федерации о развитии информационных технологий в областях управления и взаимодействия органов власти с гражданами, мы предлагаем вариант решения задач, встающих перед регионом в сфере автоматизации управленческих процессов, формирования интерактивных средств взаимодействия с гражданами, снижения материальных и временных затрат на организацию движения информации и принятие решений.
Субъект Российской Федерации — территориально единая система социально- экономических комплексов — районов, объединенных административной принадлежностью, системой транспортных, хозяйственных, географических и социальных связей. Ей должна соответствовать единая территориальная информационная система, объединяющая в себе районные подсистемы, которые, в свою очередь, включают в себя информационные системы муниципальных и сельских образований.
Органы управления в районах функционально имеют федеральную, региональную, муниципальную и двойную подчиненность. Цели развития районов должны быть согласованы с целями развития региона и Российской Федерации в целом. Однако, необходимо не только согласование целей, но и согласование интересов, преодоление ведомственных барьеров. Это возможно на основе автоматизированного информационного взаимодействия существующих объектов управления и создания интегрированной информационной системы по основным функционально-целевым комплексам управления.
Концепция информатизации регионов и развития региональной интегрированной информационной среды, как основы единого информационного пространства, есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития регионов.
Одним из важнейших направлений информатизации региона является создание адекватной системы информационной поддержки органов местного самоуправления в их работе по взаимодействию с населением, оказанию отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, системы обратной связи и коммуникаций. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требует создания комплексной визуально-воспринимаемой модели управляемой территории, всеобъемлющей информационной среды и эффективного взаимодействия с нею работников сферы управления.
На территории регионов, как правило, различными коллективами реализуется значительное количество проектов информатизации по федеральным, отраслевым и региональным программам, проектов инициативного корпоративного характера, которые либо непосредственно направлены на развитие рассматриваемой в Концепции предметной области, либо являются составной частью проектов и программ другого целевого значения.
На сегодняшний день отсутствует единый механизм сбора, обработки, хранения и анализа информации, что затрудняет создание механизмов координации и согласования интересов в инновационно-инвестиционной, организационно-технической, эксплуатационной и технологической политиках участников развития региона.
Именно поэтому, разработка комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства региона в экономической, финансовой, социальной областях, энергетики и коммунального хозяйства, образования, культуры и здравоохранения в данной статье рассматривается в качестве ключевой позиции при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды региона. Комплексная Информационная Система должна стать инструментом консолидации различных источников финансирования, имеющихся и ожидаемых, для развития региона.
Мы в в полной мере осознаем и понимаем вышесказанное, имеет богатейший опыт реализации подобных систем , обладает технологическими возможностями создать Информационную систему, которая:
-
Не зависит от системной платформы , а значит, может использоваться с бесплатными программными продуктами;
-
Обладает открытым кодом , а, значит, позволяет исключить зависимость от разработчика;
-
Поддерживает любой уровень масштабируемости, а значит, может легко распространяться как «вширь» (модульность ), так и в «глубь» (от областного до сельского сегментов );
-
Не требует программирования интерфейсов пользователя и дорогостоящих обновлений систем.
Цель и задачи Информационной системы
Основными целями создания ИС являются:
-
Создание универсального хранилища данных;
-
Внедрение и развитие системы мониторинга, анализа и прогноза социально- экономического развития региона;
-
Создание геоинформационной системы региона (ГИС);
-
Создание единого социального паспорта жителя региона, а впоследствии на его базе – единой социальной карты;
-
Создание модели информационного взаимодействия между органами исполнительной власти, государственными и негосударственными организациями, а также населением региона.
В качестве перспективных направлений можно перечислить:
-
Создание информационно-аналитической системы органов власти региона;
-
Появление в регионе основных информационных систем, обеспечивающих высокий качественный уровень и оперативность принятия управленческих решений, возможность оперативного мониторинга пространственного положения социально значимых объектов на территории региона;
-
Реализация элементов технологии “Электронное правительство” в регионе;
-
Организация системы единого электронного документооборота органов исполнительной власти региона;
-
Создание единого портала региона;
-
Создание системы формирования, хранения и использования государственных информационных ресурсов региона.
В совокупности эти меры должны привести к:
-
Повышению качества управления и координации деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
-
Повышению точности планирования и прогнозирования микро и макроэкономических показателей областного развития;
-
Обеспечению всестороннего инструмента для анализа развития региона с возможностью наложения данных по объектам и субъектам региона;
-
Созданию условий развития рынков муниципального имущества (земли, фондового и т.д.);
-
Полноте и достоверности учета объектов недвижимости, населения, социальных показателей, движения бюджетных средств;
-
Снижению затрат как материальных, так и временных на обработку информации, принятие решений, контроль за их исполнением;
-
Повышению эффективности обратной связи между населением и государственными структурами всех уровней;
-
Обеспечению прямого взаимодействия органов государственной власти, исполнительных органов, граждан и организаций всех форм собственности.
Достижение перечисленных выше целей должно обеспечиваться за счет решения следующих задач:
-
Определение единой структуры хранилища данных и механизмов их получения, обработки, конвертации и отображения;
-
Определение основных значимых сущностей для формирования полноценной базы данных по региону;
-
Создание базы данных населения региона (Социального реестра граждан);
-
Создание базы данных объектов недвижимости;
-
Создание базы данных инфраструктуры с привязкой их к геоинформационной системе;
-
Создание системы учета финансовых и социальных взаимодействий граждан, организаций и органов власти;
-
Электронный обмен регламентированной информацией;
-
Создание единой системы контроля исполнения принятых решений;
-
Организация информационного обеспечения для эффективного использования имеющихся ресурсов;
-
Создание механизмов информационного обмена с территориальными органами Федеральных структур.
Ожидаемые результаты
Использование ИС позволит решить следующие практические задачи:
В области повышения уровня информированности:
-
Наличие единого хранилища информации, типизированных регламентов ее получения и обработки позволяет в любой момент времени получать картину текущего состояния области в многочисленных разрезах социальной, экономической, хозяйственной жизни. При правильном проектировании связей и отношений, становятся доступными связи между всеми значимыми сущностями региона.
-
Единое информационное поле резко снижает затраты как в материальном, так и в временном планах на получение, обработку и выдачу информации. Автоматизация системы «Ввод-обработка-вывод» позволяет исключить ошибки и искажения, исключить огромное количество передаточных звеньев. Система позволит автоматизировать работу многочисленных справочных, диспетчерских служб, предложит решения коммуникаций как между государством и гражданами, так и между гражданами, между хозяйствующими субъектами, между органами власти, исполнительными органами в нескольких плоскостях: социальной, экономической, налоговой, безопасности и т.п.
В области автоматизации информационных и расчетных процессов:
Применение типизированных алгоритмов позволит организовать единую систему учета и расчета таких показателей, как:
-
Меры социальной защиты населения;
-
Меры обеспечения льготными лекарствами;
-
Учет льгот на использование общественного транспорта;
-
Учет льгот, субсидий, платежей за коммунальные услуги;
-
Учет уровня жизни и прогнозирование профиля бедности в Регионе;
-
Формирование учетной системы подушевого дохода, включающего в себя учет подворий, домовладений и т.п.;
-
Применение геоинформационных систем, вкупе с типизированным хранилищем данных предоставит возможность расчета затрат на содержание объектов недвижимости, инфраструктуры и т.п.;
В области принятия управленческих решений:
-
Специализированные интерфейсные решения предоставят возможность руководителям любого уровня быть полностью информированном о каждой сущности системы, ее состоянии и атрибутах. Наряду с этим, руководитель сможет получать моментальную информацию о состоянии набора сущностей, групповых показателей, что, в свою очередь, позволит принимать управленческие решения в значительно более короткие сроки и с большой вероятностью успеха.
В области организации обратной связи:
Информационный портал предоставит возможность гражданам и организациям, пользуясь единым идентификатором:
-
Получать информацию об адресной социальной поддержке;
-
Отправлять и получать информационные сообщения в различные инстанции органов управления и власти, предприятий и организаций;
-
Контролировать статьи и размер затрат на содержание жилья;
-
Принимать участие в общественной жизни региона;
-
В режиме реального времени узнавать обо всех новостях и изменениях в жизни региона;
-
Отслеживать взаимоотношения с властью любого уровня.
В области повышения прозрачности процессов управления:
-
Внедрение стандартизированных алгоритмов учета, расчета, отчетности и контроля позволит сделать полностью понимаемыми и прозрачными финансовые потоки, что, в свою очередь, приведет к ужесточению ответственности, объективизации принятия решений, грамотному планированию и прогнозированию.
В области контроля, учета и отчетности:
-
Единообразный документооборот предусматривает прозрачность движения бюджетных средств, ужесточает ответственность и повышает грамотность принятия решений.
В области прогнозирования, проектирования и анализа:
-
Возможность получения различных наборов данных в любых агрегатных разрезах предоставит возможность гибкого прогнозирования, анализа и моделирования, как в экономической сфере, так и в области управления финансами, хозяйственного и социального планирования. Аналитическая информация станет востребованной хозяйственными службами, службами жизнеобеспечения и органами статистики.
(с) 2008 DevelopmentOnTheEdge