Создание региональной информационной системы

Исходя из вызовов, выдвигаемых современным состоянием информатизации, руководствуясь решениями органов власти Российской Федерации о развитии информационных технологий в областях управления и взаимодействия органов власти с гражданами, мы предлагаем вариант решения задач, встающих перед регионом в сфере автоматизации управленческих процессов, формирования интерактивных средств взаимодействия с гражданами, снижения материальных и временных затрат на организацию движения информации и принятие решений.

Субъект Российской Федерации — территориально единая система социально- экономических комплексов — районов, объединенных административной принадлежностью, системой транспортных, хозяйственных, географических и социальных связей. Ей должна соответствовать единая территориальная информационная система, объединяющая в себе районные подсистемы, которые, в свою очередь, включают в себя информационные системы муниципальных и сельских образований.

Органы управления в районах функционально имеют федеральную, региональную, муниципальную и двойную подчиненность. Цели развития районов должны быть согласованы с целями развития региона и Российской Федерации в целом. Однако, необходимо не только согласование целей, но и согласование интересов, преодоление ведомственных барьеров. Это возможно на основе автоматизированного информационного взаимодействия существующих объектов управления и создания интегрированной информационной системы по основным функционально-целевым комплексам управления.

Концепция информатизации регионов и развития региональной интегрированной информационной среды, как основы единого информационного пространства, есть система представлений о стратегических целях и приоритетах долгосрочной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов в соответствии с планами социально-экономического развития регионов.

Одним из важнейших направлений информатизации региона является создание адекватной системы информационной поддержки органов местного самоуправления в их работе по взаимодействию с населением, оказанию отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, системы обратной связи и коммуникаций. Повышение эффективности управления, учитывая сложный характер городских и сельских хозяйств, многообразие форм их развития, требует создания комплексной визуально-воспринимаемой модели управляемой территории, всеобъемлющей информационной среды и эффективного взаимодействия с нею работников сферы управления.

На территории регионов, как правило, различными коллективами реализуется значительное количество проектов информатизации по федеральным, отраслевым и региональным программам, проектов инициативного корпоративного характера, которые либо непосредственно направлены на развитие рассматриваемой в Концепции предметной области, либо являются составной частью проектов и программ другого целевого значения.

На сегодняшний день отсутствует единый механизм сбора, обработки, хранения и анализа информации, что затрудняет создание механизмов координации и согласования интересов в инновационно-инвестиционной, организационно-технической, эксплуатационной и технологической политиках участников развития региона.

Именно поэтому, разработка комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства региона в экономической, финансовой, социальной областях, энергетики и коммунального хозяйства, образования, культуры и здравоохранения в данной статье рассматривается в качестве ключевой позиции при формировании механизмов интеграции и координации действий по развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды региона. Комплексная Информационная Система должна стать инструментом консолидации различных источников финансирования, имеющихся и ожидаемых, для развития региона.

Мы в в полной мере осознаем и понимаем вышесказанное, имеет богатейший опыт реализации подобных систем , обладает технологическими возможностями создать Информационную систему, которая:

  • Не зависит от системной платформы , а значит, может использоваться с бесплатными программными продуктами;

  • Обладает открытым кодом , а, значит, позволяет исключить зависимость от разработчика;

  • Поддерживает любой уровень масштабируемости, а значит, может легко распространяться как «вширь» (модульность ), так и в «глубь» (от областного до сельского сегментов );

  • Не требует программирования  интерфейсов пользователя и дорогостоящих обновлений систем.

Цель и задачи Информационной системы

Основными целями создания ИС  являются:

  • Создание универсального хранилища данных;

  • Внедрение и развитие системы мониторинга, анализа и прогноза социально- экономического развития региона;

  • Создание геоинформационной системы региона (ГИС);

  • Создание единого социального паспорта  жителя региона, а впоследствии на его базе – единой социальной карты;

  • Создание модели информационного взаимодействия между органами исполнительной власти, государственными и негосударственными организациями, а также населением региона.

В качестве перспективных направлений можно перечислить:

  • Создание информационно-аналитической системы органов власти региона;

  • Появление в регионе основных информационных систем, обеспечивающих высокий качественный уровень и оперативность принятия управленческих решений, возможность оперативного мониторинга пространственного положения социально значимых объектов на территории региона;

  • Реализация элементов технологии “Электронное правительство” в регионе;

  • Организация системы единого электронного документооборота органов исполнительной власти региона;

  • Создание единого портала региона;

  • Создание системы формирования, хранения и использования государственных информационных ресурсов региона.

В совокупности эти меры должны привести к:

  • Повышению качества управления и координации деятельности региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления;

  • Повышению точности планирования и прогнозирования микро и макроэкономических показателей областного развития;

  • Обеспечению всестороннего инструмента для анализа развития региона с возможностью наложения данных по объектам и субъектам региона;

  • Созданию условий развития рынков муниципального имущества (земли, фондового и т.д.);

  • Полноте и достоверности учета объектов недвижимости, населения, социальных показателей, движения бюджетных средств;

  • Снижению затрат как материальных, так и временных на обработку информации, принятие решений, контроль за их исполнением;

  • Повышению эффективности обратной связи между населением и государственными структурами всех уровней;

  • Обеспечению прямого взаимодействия органов государственной власти, исполнительных органов, граждан и организаций всех форм собственности.

Достижение перечисленных выше целей должно обеспечиваться за счет решения следующих задач:

  • Определение единой структуры хранилища данных и механизмов их получения, обработки, конвертации и отображения;

  • Определение основных значимых сущностей для формирования полноценной базы данных по региону;

  • Создание базы данных населения региона (Социального реестра граждан);

  • Создание базы данных объектов недвижимости;

  • Создание базы данных инфраструктуры с привязкой их к геоинформационной системе;

  • Создание системы учета финансовых и социальных взаимодействий граждан, организаций и органов власти;

  • Электронный обмен регламентированной информацией;

  • Создание единой системы контроля исполнения принятых решений;

  • Организация информационного обеспечения для эффективного использования имеющихся ресурсов;

  • Создание механизмов информационного обмена с  территориальными органами Федеральных структур.

Ожидаемые результаты

Использование ИС позволит решить следующие практические задачи:

В области повышения уровня информированности:

  • Наличие единого хранилища информации, типизированных регламентов ее получения и обработки позволяет в любой момент времени получать картину текущего состояния области в многочисленных разрезах социальной, экономической, хозяйственной жизни. При правильном проектировании связей и отношений, становятся доступными связи между всеми значимыми сущностями региона.

  • Единое информационное поле резко снижает затраты  как в материальном, так и в временном планах на получение, обработку и выдачу информации. Автоматизация системы «Ввод-обработка-вывод» позволяет исключить ошибки  и искажения, исключить огромное количество передаточных звеньев. Система позволит автоматизировать работу многочисленных справочных, диспетчерских служб, предложит решения коммуникаций как между государством и гражданами, так и между гражданами, между хозяйствующими субъектами, между органами власти, исполнительными органами в нескольких плоскостях: социальной, экономической, налоговой, безопасности и т.п.

В области автоматизации информационных и расчетных процессов:

Применение типизированных алгоритмов позволит организовать единую систему учета и расчета таких показателей, как:

  • Меры социальной защиты населения;

  • Меры обеспечения льготными лекарствами;

  • Учет льгот на использование общественного транспорта;

  • Учет льгот, субсидий, платежей за коммунальные услуги;

  • Учет уровня жизни и прогнозирование профиля бедности в Регионе;

  • Формирование учетной системы подушевого дохода, включающего в себя учет подворий, домовладений и т.п.;

  • Применение  геоинформационных систем, вкупе с типизированным хранилищем данных предоставит возможность расчета затрат на содержание объектов недвижимости, инфраструктуры и т.п.;

В области принятия управленческих решений:

  • Специализированные интерфейсные решения предоставят возможность руководителям любого уровня быть полностью информированном о каждой сущности системы, ее состоянии и атрибутах. Наряду с этим, руководитель сможет получать моментальную информацию о состоянии набора сущностей, групповых показателей, что, в свою очередь, позволит принимать управленческие решения в значительно более короткие сроки и с большой вероятностью успеха.

В области организации обратной связи:

Информационный портал предоставит возможность гражданам и организациям, пользуясь единым идентификатором:

  • Получать информацию об адресной социальной поддержке;

  • Отправлять и получать информационные сообщения в различные инстанции органов управления и власти, предприятий и организаций;

  • Контролировать статьи и размер затрат на содержание жилья;

  • Принимать участие в общественной жизни региона;

  • В режиме реального времени узнавать обо всех новостях и изменениях в жизни региона;

  • Отслеживать взаимоотношения с властью любого уровня.

В области повышения прозрачности процессов управления:

  • Внедрение стандартизированных алгоритмов учета, расчета, отчетности и контроля позволит сделать полностью понимаемыми и прозрачными финансовые потоки, что, в свою очередь, приведет к ужесточению ответственности, объективизации принятия решений, грамотному планированию и прогнозированию.

В области контроля, учета и отчетности:

  • Единообразный документооборот предусматривает прозрачность движения бюджетных средств, ужесточает ответственность и повышает грамотность принятия решений.

В области прогнозирования, проектирования и анализа:

  • Возможность получения различных наборов данных в любых агрегатных разрезах предоставит возможность гибкого прогнозирования, анализа и моделирования, как в экономической сфере, так и в области управления финансами, хозяйственного и социального планирования. Аналитическая информация станет востребованной хозяйственными службами, службами жизнеобеспечения и органами статистики.

(с) 2008 DevelopmentOnTheEdge

Добавить комментарий | Комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.